Мошенники-агенты: что необходимо знать и как уберечься

Смотри в оба !

Как не стать жертвой пенсионных мошенников

В последнее время в свете неустанного реформирования пенсионной системы нашей страны участились случаи появления так называемых недобросовестных агентов негосударственных пенсионных фондов. Они, во чтобы-то ни стало, стремятся перевести накопительную часть пенсии гражданина в нужный им НПФ, порой используя весьма коварные методы.  Мы, простые люди, даже не понимаем, как соглашаемся подписать необходимые для этого бумаги, не говоря уже о том, что не имеем никакого представления, куда на самом деле передаем свои кровно заработанные пенсионные накопления. Предлагаем вам разобраться в том, как это происходит и что нужно сделать для того, чтобы уберечься от такого «добровольного» выбора.

А вы и глазом моргнуть не успеете ...

Если недобросовестному агенту из каких-либо источников удалось получить ваши паспортные данные и образец подписи, то заключить договор с угодным агенту НПФ от вашего имени – это всего лишь дело техники. Через некоторое время вы случайно или в силу каких-то обстоятельств узнаете, что уже определенное время являетесь клиентом негосударственного пенсионного фонда «N», хотя и, возможно, слышите о существовании такого фонда впервые.

Если подобное уже произошло, ничего страшного: ваши пенсионные накопления остаются вашими пенсионными накоплениями и по-прежнему находятся на вашем индивидуальном счете. Их можно будет перевести в выбранный вами НПФ или обратно в ПФР. Возможность подать заявление о переходе в другой НПФ или в ПФР предоставлена  один раз в год.

Тайный шифр: «Пенсионный фонд России».

Агент приходит к человеку домой и, представляясь сотрудником ПФР, предлагает подписать договор для того, чтобы не пропала накопительная часть пенсии, или просит показать документы (паспорт, пенсионное удостоверение и договор с НПФ). Получив,таким образом, ваши данные, агент оформляет от вашего имени заявление на перевод пенсионных накоплений в нужный ему НПФ. Были случаи, когда агенты говорили, что всем владельцам СНИЛС (зеленая ламинированная карточка) необходимо заново заключить договор с Пенсионным фондом РФ. В ответ на участившиеся случаи такого рода мошенничества ПФР неоднократно заявлял, что его сотрудники по домам граждан не ходят. Так что будьте бдительны и всегда проверяйте документы агентов.

У страха глаза велики

Довольно распространенный случай, когда агент при поквартирном обходе узнает информацию о том, что человек уже является клиентом другого фонда. И вот тут-то несчастный гражданин узнает, что выбранный им фонд на грани разорения, дела у него идут хуже некуда и сегодня, к счастью для него, явился спаситель, готовый перевести его накопления в самый надежный фонд на свете.

Недобросовестный пострел везде поспел

Недобросовестные агенты встречаются и в гипермаркетах или банках. В частности, были случаи, когда человек брал кредит и вместе с кредитным договором ему подсовывали на подпись заявление о переводе пенсионных накоплений. И намекали, что заключение договора с НПФ благоприятно скажется на снижении размера  процентов по кредиту.

Сказка про супердоходность

Если агенты рассказывают вам о супер-доходности фонда (в пределах 30–50% годовых), не верьте. Доходность любого НПФ можно посмотреть на официальном сайте Центрального Банка России. Средняя доходность находится в диапазоне 7- 10% годовых, так что если слышите  30–50%  - знайте, что вас хотят обмануть.  

Визиты недобросовестных агентов прокомментировала директор по программам АО «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд» Елена Кушнир.

- В последнее время поступает информация, что агенты НПФ ходят по квартирам и предлагают подписать какие-то бумаги. Используют ли такие методы работы специалисты вашего фонда?

-Ханты-Мансийский НПФ в своей работе не применяет практику хождения по домам.  Офисы  Ханты-Мансийского НПФ  имеют удобный режим работы для своих клиентов, а встречи с потенциальными клиентами фонд проводит в коллективах организаций/учреждений.

- Если граждане все-таки подписывают  договор с тем фондом, агент которого постучал в его дверь, что происходит дальше?

- Пенсионные накопления клиента будут переданы в другой  НПФ не ранее 31 марта года следующего за годом заключения договора.  Однако гражданин не теряет право  перехода к другому страховщику (в другой НПФ).

-Что нужно делать, чтобы не попасть  впросак?

- Если в дверь вашей квартиры постучались  агенты НПФ,  не спешите подписывать  договор  сразу.  Возьмите паузу и  уточните всю интересующую вас информацию  об этом фонде. При выборе стоит обратить внимание на следующие аспекты:

  • С какого года работает фонд на рынке?
  • Кто является учредителем?
  • Сколько клиентов у фонда?
  • Имеет ли фонд опыт реальной выплаты негосударственных пенсий?
  • Какой рейтинг присвоен фонду ведущим российским рейтинговым агентством «Эксперт РА»?
  • Есть ли в вашем городе офисы этого НПФ, куда можно обратиться с вопросом
Мобильное приложение