Личный кабинет

Новости

Алексей Охлопков о пенсионном стандарте Югры

Алексей Охлопков о пенсионном стандарте Югры
Поделитесь с друзьями:

12 сентября 2011 г.

В настоящее время в Югре около 300 тыс. человек получают пенсию по старости. C каждым годом их число только увеличивается: по сравнению с 1997 годом численность пенсионеров в округе выросла более чем в два раза.
Правительство Югры поддерживает не только существующих пенсионеров, но и задумывается о будущих. С этой целью в регионе создается уникальная для России система «Пенсионного стандарта». О том, как будет реализована эта программа, корреспонденту РИЦ рассказал президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Алексей Охлопков.
Расскажите, какие формы поддержки пенсионеров существуют в Югре на данный момент?
На сегодняшний день в нашем округе действует 2 базовых закона, благодаря которым правительство Югры совместно с работодателями оказывает поддержку пенсионерам. Это законы «О дополнительном пенсионном обеспечении» №64-оз и «О мерах государственного стимулирования дополнительного пенсионного обеспечения» – №63-оз. Первый представляет собой продолжение ранее действующего 81-го окружного закона. В нем содержится много новых норм, направленных на упрощение процедуры выплаты пенсии, снятие целого ряда ограничений.
Каким образом реализован механизм поддержки существующих пенсионеров? Чем именно новый закон «О дополнительном пенсионном обеспечении» отличается от старого?
Губернатор Югры Наталья Комарова поставила перед правительством региона и нами, Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом, задачу разработать закон, который бы максимально был благоприятен для людей. Поэтому в новом нормативном акте «О дополнительном пенсионном обеспечении» учтены почти все недостатки предыдущего. В частности, теперь для назначения и получения дополнительной пенсии человеку не требуется обязательно проживать на территории округа. Человек из любого города РФ может обратиться за назначением дополнительной пенсии, если он имеет заслуги перед ХМАО или бюджетный стаж работы в Югре не менее 15 лет.
Кроме того, было расширено понятие бюджетного учреждения. В него были включены бывшие ведомственные структуры региона, например детские сады или спортивные сооружения. В части формирования накопительной пенсии для бюджетников порог стажа, после которого работник может накапливать пенсию, был снижен с 10 до 5 лет. Это позволит участвовать в программе большему количеству людей.
Отныне сохраняется выплата дополнительной пенсии для работающих граждан, достигших возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины. Ранее ее назначали и платили только неработающим пенсионерам. Таким образом, разрешен конфликт интересов. С одной стороны, правительство заинтересовано в том, чтобы люди как можно дольше вели активную трудовую деятельность, с другой – такими ограничениями посылается обратный стимул: «Для того, чтобы получать надбавку, нужно прекратить работать».
Помимо этого, до 2020 года был продлен срок для обращения граждан, работающих в бюджетной сфере округа, за назначением базовой части дополнительной пенсии. При этом размер базовой части пенсии варьируется.
Изменился порядок назначения для граждан, работавших в бюджетной сфере. В частности, пожизненным стал срок выплаты части пенсии, формируемой за счет взносов правительства округа.
Сохраняются выплаты назначенной дополнительной пенсии всем гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы автономного округа в иные субъекты РФ.
Правительство округа проводит индексацию накопительной части пенсии?
В феврале 2011 года был принят закон об индексации, благодаря которому правительство Югры получило возможность индексировать дополнительные пенсии. В марте за счет этого уже было произведено увеличение пенсии на 7%. Отметим, что это была первая за три года индексация. На сегодняшний день средний размер «губернаторской надбавки» составляет около 980 рублей.
Правительство округа заботится о сегодняшних пенсионерах, старается регулярно повышать размер выплат, снимает ограничения. Однако губернатором поставлена задача подумать о будущем, о людях, которые выйдут на пенсию через 5, 10 лет. Именно для них был разработан «Пенсионный стандарт».
Расскажите о сути системы «Пенсионного стандарта».
По аналогии с большинством развитых стран, пенсия человека должна финансироваться из 3-х источников: государство, работодатель, работник. Смысл «Пенсионного стандарта» – заложить основные принципы этого трехстороннего финансирования.
В настоящее время в Югре около 51% граждан охвачены системой негосударственного пенсионного обеспечения. В основном это люди, работавшие в нефтяных компаниях, «РЖД», банковских учреждениях. В принципе, 51% – это хороший показатель, потому что в целом по стране он находится на уровне 10%.
Однако наша задача с помощью пенсионного стандарта и закона о государственном стимулировании, увеличить в ближайшие годы число граждан, охваченных системой негосударственного пенсионного обеспечения до 70%. И тогда реально достижение сформулированной губернатором цели: «Человек, проработавший 20 лет на благо Югры, должен иметь пенсию как минимум в 2 раза превышающую среднероссийскую трудовую пенсию по старости».
Будет ли организован переходный период? Каким образом и сколько он продлится?
Переходный период предусматривается до 31 декабря 2021 года. В течение этого периода гражданам, заключившим с НПФ индивидуальный пенсионный договор (при условии, что и работодатель заключил договор с этим НПФ), а также тем, кому уже назначена повышенная выплата за счет пенсионных взносов работодателя не менее 200 и не более 1 тыс. рублей в месяц, правительство устанавливает пожизненную доплату. Ее размеры от 600 до 200 рублей в зависимости от года назначения. При этом совокупный размер взносов работодателя и работника не должен превышать 1200 рублей. Эта мера распространяется на всех людей, но прежде всего она ориентирована на тех, у кого пенсии низкие или их нет вообще. Ранее таких условий в округе не было. Право обращения за доплатой из бюджета автономного округа сохраняется до 31 декабря 2020 года.
Главный принцип «Пенсионного стандарта» – совместное финансирование будущих пенсионных выплат на паритетной основе со стороны работника и работодателя. Каким образом в программе проговорена ответственность сторон? Как работник может удостовериться, что работодатель исполняет свою часть обязательств?
Эти отношения должны регулироваться либо в рамках трудового договора, либо положением «О негосударственном пенсионном обеспечении». Эти документы определяют права и обязанности всех участников отношений. Правительство округа закрепило свои обязательства в законе «О государственном стимулировании».
«Пенсионный стандарт» – это жестко регламентируемый порядок назначения негосударственной пенсии или рекомендация для работодателей? Может ли работодатель внести свои изменения?
«Пенсионный стандарт» имеет рекомендательный характер. Он определяет основные принципы и рекомендует предприятием отразить их в своих пенсионных программах. В этом плане, компании вольны отражать иные правила и требования. Однако в рамках закона «О мерах государственного стимулирования» правительство округа готово осуществлять софинансирование в рамках тех программ, которые соответствуют «Пенсионному стандарту». Главный посыл таков: если работодатель создает современную цивилизованную корпоративную систему, то правительство округа будет ее поддерживать.
Этот закон направлен на малый и средний бизнес. На первый взгляд, предприятия не видят мотивации в создании подобных систем. Однако я глубоко убежден, что через несколько лет негосударственные пенсионные программы станут нормой жизни, как в большинстве развитых стран. Каждый потенциальный работник будет в первую очередь интересоваться, есть ли на предприятии подобная программа.
Какая роль в организации «Пенсионного стандарта» отводится правительству Югры и Пенсионному фонду?
Во-первых, правительство округа выступает в качестве крупнейшего работодателя для людей, трудящихся в бюджетной сфере. Во-вторых, в переходный период до 2020 года округ готов финансировать часть пенсионных взносов за работников. Это мера необходима для людей, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года. За это время они чисто физически не успеют накопить тот объем денежных средств, который необходим для назначения существенных выплат. В-третьих, создание этого проекта инициировала губернатор Югры Наталья Комарова.
Поскольку основным учредителем Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда является правительство Югры, мы выступили в качестве технических консультантов при разработке закона. Мы помогали сформулировать его положения, чтобы они соответствовали законодательству Российской Федерации и современному опыту развитых стран.
Каким будет следующий этап реализации «Пенсионного стандарта»?
До конца сентября выйдет постановление «о реализации закона о мерах государственного стимулирования». После этого начнется активное взаимодействие с работодателями. В первую очередь программа будет запущена на предприятиях, которые находятся в зоне влияния правительства: например, часть акций которых принадлежит округу. Мы надеемся, что популярность «Пенсионного стандарта» постепенно будет расти.
Существуют ли аналогичные программы в других регионах России или «Пенсионный стандарт» является уникальным изобретением югорчан?
На сегодняшний день ни в одном другом регионе России аналогичных программ нет. Мы считаем, что это первый положительный опыт, который сможет послужить примером для всей страны. Нормой жизни для любого человека должна стать ситуация, когда помимо государственной пенсии он совместно с работодателем финансирует свои будущие дополнительные пенсионные выплаты. Это повысит уровень жизни и социальную защищенность жителей округа после их выхода на пенсию.
По информации РИЦ

Правительство Югры поддерживает не только существующих пенсионеров, но и задумывается о будущих. С этой целью в регионе создается уникальная для России система «Пенсионного стандарта». О том, как будет реализована эта программа, корреспонденту РИЦ рассказал президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Алексей Охлопков.

Расскажите, какие формы поддержки пенсионеров существуют в Югре на данный момент?

На сегодняшний день в нашем округе действует 2 базовых закона, благодаря которым правительство Югры совместно с работодателями оказывает поддержку пенсионерам. Это законы «О дополнительном пенсионном обеспечении» №64-оз и «О мерах государственного стимулирования дополнительного пенсионного обеспечения» – №63-оз. Первый представляет собой продолжение ранее действующего 81-го окружного закона. В нем содержится много новых норм, направленных на упрощение процедуры выплаты пенсии, снятие целого ряда ограничений.

Каким образом реализован механизм поддержки существующих пенсионеров? Чем именно новый закон «О дополнительном пенсионном обеспечении» отличается от старого?

Губернатор Югры Наталья Комарова поставила перед правительством региона и нами, Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом, задачу разработать закон, который бы максимально был благоприятен для людей. Поэтому в новом нормативном акте «О дополнительном пенсионном обеспечении» учтены почти все недостатки предыдущего. В частности, теперь для назначения и получения дополнительной пенсии человеку не требуется обязательно проживать на территории округа. Человек из любого города РФ может обратиться за назначением дополнительной пенсии, если он имеет заслуги перед ХМАО или бюджетный стаж работы в Югре не менее 15 лет.

Кроме того, было расширено понятие бюджетного учреждения. В него были включены бывшие ведомственные структуры региона, например детские сады или спортивные сооружения. В части формирования накопительной пенсии для бюджетников порог стажа, после которого работник может накапливать пенсию, был снижен с 10 до 5 лет. Это позволит участвовать в программе большему количеству людей.

Отныне сохраняется выплата дополнительной пенсии для работающих граждан, достигших возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины. Ранее ее назначали и платили только неработающим пенсионерам. Таким образом, разрешен конфликт интересов. С одной стороны, правительство заинтересовано в том, чтобы люди как можно дольше вели активную трудовую деятельность, с другой – такими ограничениями посылается обратный стимул: «Для того, чтобы получать надбавку, нужно прекратить работать».

Помимо этого, до 2020 года был продлен срок для обращения граждан, работающих в бюджетной сфере округа, за назначением базовой части дополнительной пенсии. При этом размер базовой части пенсии варьируется. Изменился порядок назначения для граждан, работавших в бюджетной сфере. В частности, пожизненным стал срок выплаты части пенсии, формируемой за счет взносов правительства округа. Сохраняются выплаты назначенной дополнительной пенсии всем гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы автономного округа в иные субъекты РФ.

Правительство округа проводит индексацию накопительной части пенсии?

В феврале 2011 года был принят закон об индексации, благодаря которому правительство Югры получило возможность индексировать дополнительные пенсии. В марте за счет этого уже было произведено увеличение пенсии на 7%. Отметим, что это была первая за три года индексация. На сегодняшний день средний размер «губернаторской надбавки» составляет около 980 рублей.

Правительство округа заботится о сегодняшних пенсионерах, старается регулярно повышать размер выплат, снимает ограничения. Однако губернатором поставлена задача подумать о будущем, о людях, которые выйдут на пенсию через 5, 10 лет. Именно для них был разработан «Пенсионный стандарт».

Расскажите о сути системы «Пенсионного стандарта».

По аналогии с большинством развитых стран, пенсия человека должна финансироваться из 3-х источников: государство, работодатель, работник. Смысл «Пенсионного стандарта» – заложить основные принципы этого трехстороннего финансирования.
В настоящее время в Югре около 51% граждан охвачены системой негосударственного пенсионного обеспечения. В основном это люди, работавшие в нефтяных компаниях, «РЖД», банковских учреждениях. В принципе, 51% – это хороший показатель, потому что в целом по стране он находится на уровне 10%.

Однако наша задача с помощью пенсионного стандарта и закона о государственном стимулировании, увеличить в ближайшие годы число граждан, охваченных системой негосударственного пенсионного обеспечения до 70%. И тогда реально достижение сформулированной губернатором цели: «Человек, проработавший 20 лет на благо Югры, должен иметь пенсию как минимум в 2 раза превышающую среднероссийскую трудовую пенсию по старости».

Будет ли организован переходный период? Каким образом и сколько он продлится?

Переходный период предусматривается до 31 декабря 2021 года. В течение этого периода гражданам, заключившим с НПФ индивидуальный пенсионный договор (при условии, что и работодатель заключил договор с этим НПФ), а также тем, кому уже назначена повышенная выплата за счет пенсионных взносов работодателя не менее 200 и не более 1 тыс. рублей в месяц, правительство устанавливает пожизненную доплату. Ее размеры от 600 до 200 рублей в зависимости от года назначения. При этом совокупный размер взносов работодателя и работника не должен превышать 1200 рублей. Эта мера распространяется на всех людей, но прежде всего она ориентирована на тех, у кого пенсии низкие или их нет вообще. Ранее таких условий в округе не было. Право обращения за доплатой из бюджета автономного округа сохраняется до 31 декабря 2020 года.

Главный принцип «Пенсионного стандарта» – совместное финансирование будущих пенсионных выплат на паритетной основе со стороны работника и работодателя. Каким образом в программе проговорена ответственность сторон? Как работник может удостовериться, что работодатель исполняет свою часть обязательств?

Эти отношения должны регулироваться либо в рамках трудового договора, либо положением «О негосударственном пенсионном обеспечении». Эти документы определяют права и обязанности всех участников отношений. Правительство округа закрепило свои обязательства в законе «О государственном стимулировании».

«Пенсионный стандарт» – это жестко регламентируемый порядок назначения негосударственной пенсии или рекомендация для работодателей? Может ли работодатель внести свои изменения?

«Пенсионный стандарт» имеет рекомендательный характер. Он определяет основные принципы и рекомендует предприятием отразить их в своих пенсионных программах. В этом плане, компании вольны отражать иные правила и требования. Однако в рамках закона «О мерах государственного стимулирования» правительство округа готово осуществлять софинансирование в рамках тех программ, которые соответствуют «Пенсионному стандарту». Главный посыл таков: если работодатель создает современную цивилизованную корпоративную систему, то правительство округа будет ее поддерживать.

Этот закон направлен на малый и средний бизнес. На первый взгляд, предприятия не видят мотивации в создании подобных систем. Однако я глубоко убежден, что через несколько лет негосударственные пенсионные программы станут нормой жизни, как в большинстве развитых стран. Каждый потенциальный работник будет в первую очередь интересоваться, есть ли на предприятии подобная программа.

Какая роль в организации «Пенсионного стандарта» отводится правительству Югры и Пенсионному фонду?

Во-первых, правительство округа выступает в качестве крупнейшего работодателя для людей, трудящихся в бюджетной сфере. Во-вторых, в переходный период до 2020 года округ готов финансировать часть пенсионных взносов за работников. Это мера необходима для людей, выходящих на пенсию в ближайшие 2-3 года. За это время они чисто физически не успеют накопить тот объем денежных средств, который необходим для назначения существенных выплат. В-третьих, создание этого проекта инициировала губернатор Югры Наталья Комарова.

Поскольку основным учредителем Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда является правительство Югры, мы выступили в качестве технических консультантов при разработке закона. Мы помогали сформулировать его положения, чтобы они соответствовали законодательству Российской Федерации и современному опыту развитых стран.

Каким будет следующий этап реализации «Пенсионного стандарта»?

До конца сентября выйдет постановление «о реализации закона о мерах государственного стимулирования». После этого начнется активное взаимодействие с работодателями. В первую очередь программа будет запущена на предприятиях, которые находятся в зоне влияния правительства: например, часть акций которых принадлежит округу. Мы надеемся, что популярность «Пенсионного стандарта» постепенно будет расти.
Существуют ли аналогичные программы в других регионах России или «Пенсионный стандарт» является уникальным изобретением югорчан?

На сегодняшний день ни в одном другом регионе России аналогичных программ нет. Мы считаем, что это первый положительный опыт, который сможет послужить примером для всей страны. Нормой жизни для любого человека должна стать ситуация, когда помимо государственной пенсии он совместно с работодателем финансирует свои будущие дополнительные пенсионные выплаты. Это повысит уровень жизни и социальную защищенность жителей округа после их выхода на пенсию.

По информации РИЦ

Мобильное приложение