Личный кабинет

Новости

Дополнительная пенсия как часть социального пакета

Дополнительная пенсия как часть социального пакета
Поделитесь с друзьями:

15 декабря 2012 г.

Современная Россия всё дальше и дальше уходит от традиционной для страны пенсионной системы.

 

 

Меняется законодательство, крупнейшие промышленные предприятия создают свои корпоративные фонды и запускают собственные пенсионные программы, способные обеспечить ветеранам компании достойную старость. А вместе с этим меняется и сам принцип накопления пенсионного капитала – той самой суммы, которая при выходе на заслуженный отдых будет главным источником дохода пенсионера. Сегодня стало абсолютно ясно – тот, кто хочет сделать эту сумму максимальной, должен формировать свою пенсию вместе с работодателем и государством на паритетных началах.
К такому выводу пришли и участники депутатских слушаний по проекту "Пенсионный стандарт Югры", инициированных думой региона при поддержке Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда. Целью этого проекта, напомним, стало доведение пенсионных выплат югорчанам до уровня, вдвое превышающего среднероссийский.

История проекта

Проект был разработан в 2011 году и в настоящее время активно развивается. Вице-спикер думы округа Сергей Дегтярёв, под председательством которого и проходили слушания, напомнил участникам о том, что поводом для внедрения «Стандарта» стала непростая ситуация, сложившаяся в региональной пенсионной системе к концу 2010 года.

Проблем тогда хватало: неэффективная, но ресурсоемкая "губернаторская надбавка" требовала постоянного финансирования социальных обязательств, увеличивая нагрузку на бюджет региона. Её базовая часть не индексировалась уже третий год, а объём непрофинансированных обязательств казны лишь рос. В то же время убрать её не было никакой возможности: для почти 200 тысяч пенсионеров выплата была фактически единственным способом поддержки.

Решение было следующее: существующие в регионе надбавки для бюджетников оставить, однако по истечению срока действия закона перевести их в статус социальных выплат.

"Количество людей, получившее право на социальную выплату, было жёстко ограничено условиями ее получения. Так, сегодня социальная выплата назначается только неработающим пенсионерам, которые не имеют других форм социальной поддержки. А также не получают негосударственную пенсию за счет работодателя. При этой пенсионер обязательно должен проживать на территории округа и иметь стаж работы в Югре не менее 20 лет. Размер социального пособия установлен в рамках размеров "губернаторской надбавки" – от 819 до 936 рублей, – подчеркнул Сергей Дегтярёв. – Ситуацию необходимо было менять, и именно поэтому в Югре был разработан собственный "Пенсионный стандарт".

Цели и задачи

С основным докладом по теме слушаний выступил один из непосредственных разработчиков "Пенсионного стандарта" – президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков. По его словам, мировая пенсионная практика сегодня наглядно показывает, что государственная пенсия способна обеспечить лишь минимальный уровень жизни гражданина. Получать достойную выплату возможно лишь при участии в процессе накопления капитала сразу трёх сторон: государства, работодателя и самого работника.

"В сумме при таком подходе к процессу любой пенсионер сможет ежемесячно получать до 70% от своего дохода на последнем месте работы – такой показатель рекомендован конвенцией Международной организации труда в настоящее время. Мы пришли к выводу, что за счёт финансирования из бюджета округа, как ни старайся, но существенно увеличить уровень пенсий не получится. Была выбрана иная стратегия – повысить число участников системы негосударственного пенсионного обеспечения: работников и их работодателей", – заявил Алексей Охлопков.

Как пояснил руководитель фонда, первой задачей стало повышение уровня корпоративных пенсий. В то же время должен быть увеличен охват населения, так как на данный момент далеко не все работники предприятий региона участвуют в корпоративных программах – к примеру, у большинства компаний малого и среднего бизнеса собственных программ дополнительного пенсионного обеспечения нет. Третья задача – популяризация самой пенсионной культуры в регионе, вовлечение людей в формирование своего пенсионного капитала. И – самое главное – их участие собственными средствами.

Две пенсии для бюджетников

В качестве примера Алексей Охлопков привел результаты окружной программы "Две пенсии для бюджетников", уже восьмой год реализуемой фондом по договору с властями Югры. В её рамках работники бюджетных организаций могут совместно с Правительством формировать дополнительный пенсионный  капитал, который станет хорошим подспорьем на заслуженном отдыхе.

За время действия программы её участниками стали более 8 тысяч человек, из которых около 7,5 тысяч в данный момент перечисляют взносы, формируя накопительную часть выплат. Работники формируют ее, перечисляя на счёт определенную сумму из своей заработной платы. Аналогичная сумма поступает на счёт из средств бюджета региона.

Средний размер выплаты составляет 3000 рублей, максимальный – 12000 рублей. И это только дополнительная пенсия, которую гражданин получает к трудовой. Участвовать в программе могут все бюджетники Югры, имеющие пятилетний стаж работы в организациях, финансируемых за счёт казны округа. При этом не стоит забывать и о дополнительных плюсах программы: возможности работать и одновременно получать выплаты, минимальном гарантированном инвестиционном доходе в размере 6% и иных приятных моментах.

Сама ситуация с программой "Две пенсии для бюджетников" достаточно интересна. В частности, Алексей Охлопков отметил, что фактически работники финансируемых за счёт бюджета региона организаций сегодня – самая защищённая с точки зрения пенсионных гарантий часть населения.

"Работодатель всех наших бюджетников – правительство Югры – создало уникальную программу. Напротив, в наименее выгодном положении находятся сотрудники предприятий малого и среднего бизнеса, которые ещё не обзавелись корпоративными пенсионными программами", – подчеркнул президент Ханты-Мансийского НПФ.

Вопрос гарантий

В то же время руководитель фонда признал, что охват населения программой всё же достаточно низкий: в бюджетных организациях округа сегодня трудятся более 120 тысяч человек. Причины прозаичны: недостаток информации с одной стороны и элемент недоверия к финансовым структурам в целом и НПФ в частности – с другой.

Надёжность НПФов в глазах широкой общественности и связанные с вложениями риски вообще стали одной из главных тем слушаний. Одной из проблем здесь, по мнению председателя парламентского комитета по социальной политике Натальи Западновой, выступает изначально негативное восприятие предложений и идей действующей власти со стороны скептически настроенных россиян.

"В нашей стране до сих пор – и Югра не исключение – существует так называемая поколенческая кривая. Пока у нас есть поколение, жившее при социализме, у нас априори будут существовать искажённые понятия о нормативности событий и механизмов, которые предлагают правительства субъектов", – заявила Наталья Западнова.

По словам же Алексея Охлопкова, надёжность НПФ ничуть не уступает коммерческим банкам – за всю историю российских фондов не было зафиксировано ни одного банкротства. Укрупнения и поглощения – да. "Но даже если и возникали какие-то проблемы, то государство всегда оказывало поддержку. И в итоге фонды выполняли свои обязательства. Чего мы, кстати, не можем сказать о коммерческих банках", – резюмировал руководитель Ханты-Мансийского НПФ.

"У нас в регионе работает много корпоративных фондов. Мы – корпоративный фонд для бюджетников. Надёжность любого фонда обеспечивается его учредителем и работодателем, в нашем случае – правительством Югры. И крайне важно донести до людей, что если они работают на предприятии и доверяют ему, то у них нет оснований не доверять НПФ этого же предприятия», – подчеркнул Алексей Охлопков.

За негосударственной пенсией - будущее

За несколько часов на слушаниях выступили представители ряда корпоративных фондов региона, презентовавших свои программы дополнительного пенсионного обеспечения, депутаты региона, сотрудники муниципальных администраций и других структур. Однако к выводу они пришли единому: негосударственное пенсионное обеспечение в любых его проявлениях – будь то специализированные программы для бюджетников или же корпоративная пенсия сотрудника нефтяной компании – должно стать частью социального пакета гражданина.

"Минимальная пенсия будет обеспечена государством. Если мы хотим более или менее хорошую пенсию, то её обеспечат нам работодатель и государство. Но если гражданин хочет достойно встретить старость, то в формировании пенсионного капитала он должен участвовать наравне с работодателем и государством. Понимание этого должно прийти к каждому – и к тем, кто только оканчивает институт, и к тем, кто уже находится на пике трудовой деятельности и лишь начинает задумывать о предстоящей старости", – подвёл слушаниям итог Сергей Дегтярёв.

Действительно: подобные разговоры так и останутся разговорами, пока югорчане, да и жители всей России не осознают, что старость можно проводить со вполне приличным доходом.

В заключение участниками был принят проект рекомендаций. В него, в частности, вошли пожелания по активному внедрению программ негосударственного пенсионного обеспечения для муниципальных служащих в городах и районах Югры. Депутаты думы округа в свою очередь должны заниматься как постоянной разъяснительной работой, так и привлечением работодателей к внедрению корпоративных программ НПО. Основная часть работы – формирование пенсионной культуры югорчан – возложена на Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд.

Вывод из первых за долгие годы парламентских слушаний по вопросу дополнительного пенсионного обеспечения в Югре простым гражданам можно сделать вполне однозначный: время позаботиться об источниках достойного дохода на заслуженном отдыхе наступает уже сейчас. Да, НПФы и те возможности, которые они приносят с собой, и в нашем округе, и в России лишь набирают обороты, но люди, думающие о завтрашнем дне, уже смогли оценить их по достоинству. В конце концов, никто не позаботится о нас лучше нас самих.

Фотогалерея:

Мобильное приложение