Личный кабинет

Новости

Большую часть работающего населения нашей страны можно смело назвать инвесторами

Поделитесь с друзьями:

12 ноября 2007 г.

Большую часть работающего населения нашей страны можно смело назвать инвесторами, правда, большинство из них об этом пока не догадываются. К сожалению, они не знают о том, что их работодатели инвестируют за них 4% в накопительную часть их же пенсии.

С каждой заработанной тысячи 40 рублей отправляются накапливать нам обеспеченную (чего вам искренне желаю) старость. С 2008 года число инвестируемых денег в накопительную часть пенсии вырастет до 6%, а значит, отчисляться будет уже по 60 рублей с каждой заработанной "тонны". Но вряд ли это прибавит энтузиазма "молчунам". Именно так профессиональные участники отрасли называют граждан нашей страны, которые не определились с тем, где же должна взращиваться их накопительная часть пенсии. А раз не определились, значит, их барыши достались в управление государству. Что на первый взгляд неплохо, ведь государство для многих является синонимом надежности. 
К сожалению, надежность в инвестициях идет рука об руку с жутким до боли консерватизмом. А консерватизм в длинных деньгах (пенсионные деньги длинны) чаще всего приводит к недополучению прибыли. Посудите сами: доходность пенсионных накоплений 90% работающего населения страны в прошлом году не превысила и 6%, то есть проиграла инфляции как минимум три-четыре очень важных процента. Пара процентов за 25 лет - это разница накоплений 50%! Но "молчунам" и до этого нет никакого дела. Завтра наступит только завтра, говорят они, вот когда оно наступит, тогда и поговорим. Только, как вы знаете, задним числом доходность не получить. 
Поэтому они поругаются, покритикуют, прогуляются на митинг и в горячих дебатах выяснят, что ничего в этом злом мире честному люду изменить уже нельзя. Может быть, перевести деньги в НПФ сложно? Нет, я это в свое время сделал за 15 минут, не думаю, что процедуры стали сложнее. Может быть, переводя в НПФ, мы теряем в надежности? Нет, деньги и активы в любом случае остаются в собственности государства. Может быть, это платно? Что вы, и доплачивать рады. Удивительно, но к пассивной части наших сограждан относятся и вполне здравые люди. 
Многие из них с высшим образованием, дружат с финансами, знакомы со сложенным процентом - в общем, умны, мудры и даже не бедны. Но все-таки чего-то ждут. Может быть, того, что к концу года правительство наконец расширит инвестиционную декларацию ВЭБу, который, как вы знаете, и управляет накопительной частью пенсий "молчунов", внеся в нее возможность работы с ипотечными бумаги, облигациями российских и даже западных эмитентов. Может быть. 
Но вряд ли это вызвано заботой об инвестирующих втихую, хотя бы потому, что Внешэкономбанку уже практически некуда инвестировать, число ОФЗ (облигации федерального займа), выпускаемых, кстати, специально под нужды государственного пенсионного фонда, способно запустить маленький, но очень способный маховик раскручивания инфляции. И вряд ли такие меры позволят обыгрывать старуху инфляцию, в том числе и потому, что упомянутые инструменты и по отдельности неспособны на это. 
С другой стороны, я бы не стал акцентировать внимание "молчунов" на прошлогодней доходности, показанной НПФ. Да, 15-20% - это хорошо, но не стоит ждать подобного в этом году, а может, и в следующем, да и вообще за годы накопления пенсии в среднем. 
Доходность - это, конечно же, хорошо, но ведь она подразумевает риск, присутствие которого для смелых 10% россиян, отдавших свои деньги в НПФ, все-таки стоит снизить. Да и сама по себе реклама доходности приведет к элементарным "перебежкам" из фонда в фонд гиперактивных граждан, играющих своими пенсионными накоплениями. 
А что касается подпольных инвесторов, то с места их не сдвинет и это, но уж больно хочется им в очередной раз сказать: ребята, мы вас предупредили. Для большинства населения одна из реальных возможностей обеспечить себе достойную старость - заняться своей пенсией самостоятельно, например в рамках добровольного пенсионного обеспечения (ДПО). Это подтверждается статистикой (данные за 2006 год). 
Несмотря на то что фонды допустили к управлению пенсионными накоплениями позже управляющих, на данный момент в НПФ передано пенсионных накоплений примерно на 500 млн рублей больше, чем в УК (в НПФ - 6,8 млрд рублей, в УК - 6,3 млрд рублей). Такая ситуация понятна. 
Во-первых, НПФ ведут более активную борьбу за клиентов. 
Во-вторых, уже привлеченные фондами клиенты в ДПО все чаще совершают последовательный шаг - передают в свой НПФ и пенсионные накопления. 
В-третьих, НПФ в глазах вкладчиков выглядят более надежными, поскольку они имеют непосредственный доступ к своим индивидуальным счетам в фонде и знают, каков размер их накоплений на текущий момент. 
В пользу НПФ говорит и стабильность результатов управления. Один из доводов в нелегком выборе своего НПФ - рейтинг негосударственных пенсионных фондов, регулярно публикуемый рейтинговым агентством "Эксперт РА". На 1 сентября 2006 года в России зарегистрировано 426 негосударственных пенсионных фондов, из них "живыми" можно с натяжкой назвать от силы сто (имеют положительный прирост клиентской базы). 
Но и среди них сориентироваться непросто. Рейтинг - это не что иное, как попытка смоделировать предпочтения будущих пенсионеров. Он отвечает на два самых важных житейских вопроса: насколько фонд надежен и сколько в итоге он сможет заработать для своего клиента (то есть насколько он успешен). В рейтинге приняли участие 42 фонда. Много это или мало относительно той сотни "живых" фондов, упомянутых выше? Этого количества вполне достаточно для того, чтобы сделать выбор. 
Так, по объемам пенсионных резервов фонды - участники рейтинга в совокупности составляют более 80% от всего рынка. Клиентами по ДПО являются 3,8 млн человек, по ОПС - 190 тыс. человек. Это составляет 4,2 и 0,2% трудоспособного населения России соответственно. 
В нынешнем году более чем у 60% принявших участие в рейтинге фондов (годом ранее - всего у половины) учредителями являются компании, фигурирующие в рейтинге "Эксперт-400" или в списке 100 крупнейших банков России. Во-вторых, размерный фактор. В нашей стране с точки зрения надежности он играет ключевую роль. Считается, чем больше фонд аккумулирует пенсионных средств, тем он надежнее. И несмотря на кажущийся примитивизм, в этих рассуждениях есть доля правды. Чем крупнее фонд, тем большее внимание уделяют ему как важному клиенту обслуживающие организации. Поэтому на этот критерий стоит обращать внимание. В-третьих, опыт работы и репутация. 
Лучше, если фонд долгое время работает на рынке и с его именем не связано негативных фактов (приостановка лицензии и т. п.). Тогда люди будут спокойнее за свои накопления. Однако в нашей стране пенсионная реформа только началась. И средний возраст фондов составляет семь с половиной лет. В свете пенсионных горизонтов это сущий пустяк. Никто из них просто не успел напортачить. А раз истории нет, то более адекватным критерием выглядит опыт работы персонала фонда. Он хоть как-то позволяет сравнить фонды между собой. Правда, и здесь дела сегодня обстоят неблагополучно. Так, количество сотрудников, имеющих опыт работы более трех лет, в половине исследуемых фондов не превышает 50% от общей численности штата. 
Успешность как залог процветания. Конечно, следует смотреть на сам НПФ и его всевозможные количественные характеристики. Однако фонд, как правило, не лично управляет пенсионными средствами. За него это делают управляющие компании (УК). От них зависит эффективность размещения пенсионных средств и все риски, с этим связанные. Таким образом, надежная и успешная управляющая компания делает надежным и успешным сам фонд. 
Поэтому именно УК стоит уделить самое пристальное внимание. Желательно, чтобы УК, обслуживающих НПФ, было несколько. Во-первых, они будут конкурировать между собой, борясь за клиента, что сказывается на эффективности инвестиций. А во-вторых, диверсификация пенсионных средств между выбранными управляющими позволяет снизить риски. Что должно насторожить потенциального клиента, так это когда фонд сотрудничает с единственной УК или занимается размещением всех пенсионных средств самостоятельно (такое в принципе возможно). 
Риски в этом случае повышаются. В целом УК и НПФ сотрудничают успешно. Так, НПФ показывают результаты лучше ВЭБа. Средняя доходность фондов - участников рейтинга за 2005 год по ДПО - 13,9% годовых, по ОПС - 13% годовых. При этом показанная ВЭБом доходность по управлению пенсионными накоплениями за аналогичный период - 12,7% годовых. На первый взгляд незначительная разница, всего 0,3%. Но в перспективе она может увеличить вашу пенсию на 6%. Доверяй, но проверяй 
Следует признать, что в рамках одного рейтинга невозможно дать универсальный рецепт для выбора фонда. Как уже было сказано выше, у нас нет истории накопительной пенсионной системы, как на Западе. Кроме того, за рамками представленного рейтинга остались вопросы, связанные с выбором конкретной пенсионной схемы. Их в одном фонде может более десяти. А это опять выбор! И сложно провести детальный анализ соответствия его активов и принятых обязательств, а также его актуарного заключения. 
Все это и многое другое будет внедряться в методику постепенно, на основе истории рынка пенсионного обеспечения и деятельности фондов. А раз так, то к выбору фонда нужно отнестись особенно осторожно. И помимо использования публичных рейтингов обязательно учесть еще несколько моментов. Во-первых, необходимо ознакомиться с правилами фонда, попросить, чтобы вам объяснили порядок формирования пенсионных накоплений и условия выплаты дополнительной пенсии. Во-вторых, узнать, как будет начисляться инвестиционный доход. В-третьих, уточнить порядок информирования участников фонда о состоянии пенсионных счетов, а также то, в каких изданиях публикуются ежегодные финансовые результаты деятельности НПФ
По материалам статьи «Пенсия. Мы почти все - подпольные инвесторы?»

С каждой заработанной тысячи 40 рублей отправляются накапливать нам обеспеченную (чего вам искренне желаю) старость. С 2008 года число инвестируемых денег в накопительную часть пенсии вырастет до 6%, а значит, отчисляться будет уже по 60 рублей с каждой заработанной "тонны". Но вряд ли это прибавит энтузиазма "молчунам". Именно так профессиональные участники отрасли называют граждан нашей страны, которые не определились с тем, где же должна взращиваться их накопительная часть пенсии. А раз не определились, значит, их барыши достались в управление государству. Что на первый взгляд неплохо, ведь государство для многих является синонимом надежности. 

К сожалению, надежность в инвестициях идет рука об руку с жутким до боли консерватизмом. А консерватизм в длинных деньгах (пенсионные деньги длинны) чаще всего приводит к недополучению прибыли. Посудите сами: доходность пенсионных накоплений 90% работающего населения страны в прошлом году не превысила и 6%, то есть проиграла инфляции как минимум три-четыре очень важных процента. Пара процентов за 25 лет - это разница накоплений 50%! Но "молчунам" и до этого нет никакого дела. Завтра наступит только завтра, говорят они, вот когда оно наступит, тогда и поговорим. Только, как вы знаете, задним числом доходность не получить. 

Поэтому они поругаются, покритикуют, прогуляются на митинг и в горячих дебатах выяснят, что ничего в этом злом мире честному люду изменить уже нельзя. Может быть, перевести деньги в НПФ сложно? Нет, я это в свое время сделал за 15 минут, не думаю, что процедуры стали сложнее. Может быть, переводя в НПФ, мы теряем в надежности? Нет, деньги и активы в любом случае остаются в собственности государства. Может быть, это платно? Что вы, и доплачивать рады. Удивительно, но к пассивной части наших сограждан относятся и вполне здравые люди. 

Многие из них с высшим образованием, дружат с финансами, знакомы со сложенным процентом - в общем, умны, мудры и даже не бедны. Но все-таки чего-то ждут. Может быть, того, что к концу года правительство наконец расширит инвестиционную декларацию ВЭБу, который, как вы знаете, и управляет накопительной частью пенсий "молчунов", внеся в нее возможность работы с ипотечными бумаги, облигациями российских и даже западных эмитентов. Может быть. 

Но вряд ли это вызвано заботой об инвестирующих втихую, хотя бы потому, что Внешэкономбанку уже практически некуда инвестировать, число ОФЗ (облигации федерального займа), выпускаемых, кстати, специально под нужды государственного пенсионного фонда, способно запустить маленький, но очень способный маховик раскручивания инфляции. И вряд ли такие меры позволят обыгрывать старуху инфляцию, в том числе и потому, что упомянутые инструменты и по отдельности неспособны на это. С другой стороны, я бы не стал акцентировать внимание "молчунов" на прошлогодней доходности, показанной НПФ. Да, 15-20% - это хорошо, но не стоит ждать подобного в этом году, а может, и в следующем, да и вообще за годы накопления пенсии в среднем. Доходность - это, конечно же, хорошо, но ведь она подразумевает риск, присутствие которого для смелых 10% россиян, отдавших свои деньги в НПФ, все-таки стоит снизить. Да и сама по себе реклама доходности приведет к элементарным "перебежкам" из фонда в фонд гиперактивных граждан, играющих своими пенсионными накоплениями. 

А что касается подпольных инвесторов, то с места их не сдвинет и это, но уж больно хочется им в очередной раз сказать: ребята, мы вас предупредили. Для большинства населения одна из реальных возможностей обеспечить себе достойную старость - заняться своей пенсией самостоятельно, например в рамках добровольного пенсионного обеспечения (ДПО). Это подтверждается статистикой (данные за 2006 год). 

Несмотря на то что фонды допустили к управлению пенсионными накоплениями позже управляющих, на данный момент в НПФ передано пенсионных накоплений примерно на 500 млн рублей больше, чем в УК (в НПФ - 6,8 млрд рублей, в УК - 6,3 млрд рублей). Такая ситуация понятна. 

  • Во-первых, НПФ ведут более активную борьбу за клиентов. 
  • Во-вторых, уже привлеченные фондами клиенты в ДПО все чаще совершают последовательный шаг - передают в свой НПФ и пенсионные накопления. 
  • В-третьих, НПФ в глазах вкладчиков выглядят более надежными, поскольку они имеют непосредственный доступ к своим индивидуальным счетам в фонде и знают, каков размер их накоплений на текущий момент. 

В пользу НПФ говорит и стабильность результатов управления. Один из доводов в нелегком выборе своего НПФ - рейтинг негосударственных пенсионных фондов, регулярно публикуемый рейтинговым агентством "Эксперт РА". На 1 сентября 2006 года в России зарегистрировано 426 негосударственных пенсионных фондов, из них "живыми" можно с натяжкой назвать от силы сто (имеют положительный прирост клиентской базы). 

Но и среди них сориентироваться непросто. Рейтинг - это не что иное, как попытка смоделировать предпочтения будущих пенсионеров. Он отвечает на два самых важных житейских вопроса: насколько фонд надежен и сколько в итоге он сможет заработать для своего клиента (то есть насколько он успешен). В рейтинге приняли участие 42 фонда. Много это или мало относительно той сотни "живых" фондов, упомянутых выше? Этого количества вполне достаточно для того, чтобы сделать выбор. Так, по объемам пенсионных резервов фонды - участники рейтинга в совокупности составляют более 80% от всего рынка.

Клиентами по ДПО являются 3,8 млн человек, по ОПС - 190 тыс. человек. Это составляет 4,2 и 0,2% трудоспособного населения России соответственно. 
В нынешнем году более чем у 60% принявших участие в рейтинге фондов (годом ранее - всего у половины) учредителями являются компании, фигурирующие в рейтинге "Эксперт-400" или в списке 100 крупнейших банков России. Во-вторых, размерный фактор. В нашей стране с точки зрения надежности он играет ключевую роль. Считается, чем больше фонд аккумулирует пенсионных средств, тем он надежнее. И несмотря на кажущийся примитивизм, в этих рассуждениях есть доля правды. Чем крупнее фонд, тем большее внимание уделяют ему как важному клиенту обслуживающие организации. Поэтому на этот критерий стоит обращать внимание. В-третьих, опыт работы и репутация. 

Лучше, если фонд долгое время работает на рынке и с его именем не связано негативных фактов (приостановка лицензии и т. п.). Тогда люди будут спокойнее за свои накопления. Однако в нашей стране пенсионная реформа только началась. И средний возраст фондов составляет семь с половиной лет. В свете пенсионных горизонтов это сущий пустяк. Никто из них просто не успел напортачить. А раз истории нет, то более адекватным критерием выглядит опыт работы персонала фонда. Он хоть как-то позволяет сравнить фонды между собой. Правда, и здесь дела сегодня обстоят неблагополучно. Так, количество сотрудников, имеющих опыт работы более трех лет, в половине исследуемых фондов не превышает 50% от общей численности штата. 

Успешность как залог процветания. Конечно, следует смотреть на сам НПФ и его всевозможные количественные характеристики. Однако фонд, как правило, не лично управляет пенсионными средствами. За него это делают управляющие компании (УК). От них зависит эффективность размещения пенсионных средств и все риски, с этим связанные. Таким образом, надежная и успешная управляющая компания делает надежным и успешным сам фонд. 

Поэтому именно УК стоит уделить самое пристальное внимание. Желательно, чтобы УК, обслуживающих НПФ, было несколько. Во-первых, они будут конкурировать между собой, борясь за клиента, что сказывается на эффективности инвестиций. А во-вторых, диверсификация пенсионных средств между выбранными управляющими позволяет снизить риски. Что должно насторожить потенциального клиента, так это когда фонд сотрудничает с единственной УК или занимается размещением всех пенсионных средств самостоятельно (такое в принципе возможно). 

Риски в этом случае повышаются. В целом УК и НПФ сотрудничают успешно. Так, НПФ показывают результаты лучше ВЭБа. Средняя доходность фондов - участников рейтинга за 2005 год по ДПО - 13,9% годовых, по ОПС - 13% годовых. При этом показанная ВЭБом доходность по управлению пенсионными накоплениями за аналогичный период - 12,7% годовых. На первый взгляд незначительная разница, всего 0,3%. Но в перспективе она может увеличить вашу пенсию на 6%. Доверяй, но проверяй Следует признать, что в рамках одного рейтинга невозможно дать универсальный рецепт для выбора фонда. Как уже было сказано выше, у нас нет истории накопительной пенсионной системы, как на Западе. Кроме того, за рамками представленного рейтинга остались вопросы, связанные с выбором конкретной пенсионной схемы. Их в одном фонде может более десяти. А это опять выбор! И сложно провести детальный анализ соответствия его активов и принятых обязательств, а также его актуарного заключения. 

Все это и многое другое будет внедряться в методику постепенно, на основе истории рынка пенсионного обеспечения и деятельности фондов. А раз так, то к выбору фонда нужно отнестись особенно осторожно. И помимо использования публичных рейтингов обязательно учесть еще несколько моментов. Во-первых, необходимо ознакомиться с правилами фонда, попросить, чтобы вам объяснили порядок формирования пенсионных накоплений и условия выплаты дополнительной пенсии. Во-вторых, узнать, как будет начисляться инвестиционный доход. В-третьих, уточнить порядок информирования участников фонда о состоянии пенсионных счетов, а также то, в каких изданиях публикуются ежегодные финансовые результаты деятельности НПФ

 

По материалам статьи «Пенсия. Мы почти все - подпольные инвесторы?»

Мобильное приложение