Личный кабинет

Новости

Пенсионное «успокоительное» требуется для населения и НПФ

Поделитесь с друзьями:

21 апреля 2009 г.

В понедельник, 20 апреля, в Москве состоялось заседание общественного Совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Руководитель Совета - председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова отметила, что перед государством и профессиональным сообществом сегодня стоят несколько конкретных задач, среди которых «закрепление статуса пенсионных денег как особой формы сбережений граждан» в Гражданском кодексе; объявление убытков, возникших у НПФ в 2008 году «по независящим от их деятельности причинам, обязательствами государства на срочной основе до 5 лет»; передача государству прав требования по дефолтным акциям и облигациям предприятий, в которые НПФ размещали пенсионные резервы и инвестировали пенсионные накопления граждан в соответствии с указаниями Правительства. Вместо дефолтных акций НПФ должны получить равноценные гособязательства. 
Впрочем, если верить данным руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Миловидова, из 47 компаний, объявивших дефолт своих ценных бумаг, только две были рекомендованы регулятором для инвестирования пенсионных накоплений. Из этого чиновник сделал вывод, что ограничения на формирование портфелей негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний доказали свою эффективность во время финансового кризиса. 
По предварительной информации Миловидова, совокупные активы управляющих компаний (включая государственную УК) в течение 2008 года снизились всего на 6 млрд. рублей. Однако по уровню доходов и управляющие компании, и НПФ ушли в минус, в среднем потеряв около 30%. Миловидов подчеркнул, что управляющие компании показали разные результаты: от +2% до -55% — по средствам Пенсионного фонда России и от +14% до -54,8% — по средствам негосударственных пенсионных фондов. Руководитель ФСФР сравнил эти показатели с 70-процентным падением биржи РТС, еще раз намекнув на разумный подход регулятора в формировании списка допустимых эмитентов для пенсионных резервов и накоплений. 
Между тем, Владимир Миловидов считает, что существующая система, когда гражданин выбирает НПФ или напрямую УК, нуждается в изменении. По его мнению, выбор граждан в отношении пенсионных накоплений должен базироваться не на имени управляющей компании или НПФ, а на необходимом им инвестиционном портфеле. «Пусть управляющие публикуют свои портфели, и граждане будут, прежде всего, выбирать, какой портфель им нужен (»консервативный«или «рискованный» — пресс-служба ОП), а затем уже решать, какая именно компания будет его обслуживать», — заявил он. Миловидов пояснил, что регулятор может разработать типовые более и менее консервативные портфели, аналогично модели разделения паевых инвестиционных фондов (ПИФов). 
Руководитель ФСФР согласился с экспертами в том, что действующее пенсионное законодательство, ориентировано на «постоянно процветающий рынок». Именно поэтому в законодательстве нет ответа на вопрос о том, кто несет ответственность за убытки. В таких условиях невозможно создавать систему страхования пенсионных средств, поскольку не понятно, к кому обращаться с претензиями по страховым случаям. Между тем, Миловидов напомнил собравшимся, что по закону НПФ имеют право создавать специальные гарантийные фонды. 
Председатель Совета Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов отметил, что хотя у НПФ и есть такое право, но нет желания. И не будет до тех пор, «пока отсутствует внятная нормативная база для этого». «Такие фонды сегодня создавать даже опасно, поскольку это создаст иллюзию защищенности, когда никакой защиты нет». По словам Угрюмова, в возглавляемую им ассоциацию входят 83 НПФ, которые владеют 95% пенсионного рынка, а всего в стране работают 239 НПФ. 
Константин Угрюмов полагает, что чем скорее слабые и недобросовестные игроки пенсионного рынка уйдут, тем скорее солидные НПФ начнут создавать гарантийные фонды, не боясь ответственности за убытки менее успешных коллег. 
Угрюмов пожаловался на то, что перечисление средств граждан из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды идет с серьезными задержками (около 1 года и 7 месяцев). Председатель национальной ассоциации НПФ сделал вывод, что это прямой обман граждан, ведь их деньги должны работать в той структуре, которую они выбрали. 
Недоволен Угрюмов и списком регулятора, который, по его мнению, выглядит странно. НПФ, например, разрешено инвестировать накопления в корпоративные облигации неизвестной компании «Сорос», торгующей бананами в Африке, а «Газпром» в список регулятора не попал. 
Кроме того, Угрюмов отметил, что до сих пор не принят закон о выплате накопительной части пенсии. «Люди спрашивают, кто и где будет выплачивать им эти деньги. А мы говорим, что не придумали еще. Как в такой ситуации они могут доверять НПФ?» — недоумевает председатель ассоциации. 
Вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова сообщила, что парламентарии в уже первой половине мая рассмотрят в первом чтении законопроект о совершенствовании инвестирования пенсионных денег. Перед вторым чтением есть возможность внесения в документ поправок с учетом решения Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Параллельно решение Совета будет направлено Президенту, чьим указом и был создан данный консультативный орган. 
«Сегодня мы говорим об антикризисных мерах, но прекрасно понимаем, что кризис пенсионной системы начался еще в начале прошлого года, до общего финансового кризиса. В связи с этим нельзя допустить, чтобы страна вышла из него, а пенсионная система продолжала оставаться в полуразрушенном неуправляемом состоянии», — подвела итог председатель Общественного совета Александра Очирова. 
В обсуждении включенных в повестку дня вопросов приняли участие вице-президент Ханты-Мансийского НПФ Д.А. Хряпов и советник президента фонда Л.А. Чистова.
По материалам пресс-службы Общественной палаты.

Руководитель Совета - председатель Комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Александра Очирова отметила, что перед государством и профессиональным сообществом сегодня стоят несколько конкретных задач, среди которых «закрепление статуса пенсионных денег как особой формы сбережений граждан» в Гражданском кодексе; объявление убытков, возникших у НПФ в 2008 году «по независящим от их деятельности причинам, обязательствами государства на срочной основе до 5 лет»; передача государству прав требования по дефолтным акциям и облигациям предприятий, в которые НПФ размещали пенсионные резервы и инвестировали пенсионные накопления граждан в соответствии с указаниями Правительства. Вместо дефолтных акций НПФ должны получить равноценные гособязательства. 

Впрочем, если верить данным руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Владимира Миловидова, из 47 компаний, объявивших дефолт своих ценных бумаг, только две были рекомендованы регулятором для инвестирования пенсионных накоплений. Из этого чиновник сделал вывод, что ограничения на формирование портфелей негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний доказали свою эффективность во время финансового кризиса. 

По предварительной информации Миловидова, совокупные активы управляющих компаний (включая государственную УК) в течение 2008 года снизились всего на 6 млрд. рублей. Однако по уровню доходов и управляющие компании, и НПФ ушли в минус, в среднем потеряв около 30%. Миловидов подчеркнул, что управляющие компании показали разные результаты: от +2% до -55% — по средствам Пенсионного фонда России и от +14% до -54,8% — по средствам негосударственных пенсионных фондов. Руководитель ФСФР сравнил эти показатели с 70-процентным падением биржи РТС, еще раз намекнув на разумный подход регулятора в формировании списка допустимых эмитентов для пенсионных резервов и накоплений. 

Между тем, Владимир Миловидов считает, что существующая система, когда гражданин выбирает НПФ или напрямую УК, нуждается в изменении. По его мнению, выбор граждан в отношении пенсионных накоплений должен базироваться не на имени управляющей компании или НПФ, а на необходимом им инвестиционном портфеле. «Пусть управляющие публикуют свои портфели, и граждане будут, прежде всего, выбирать, какой портфель им нужен (»консервативный«или «рискованный» — пресс-служба ОП), а затем уже решать, какая именно компания будет его обслуживать», — заявил он. Миловидов пояснил, что регулятор может разработать типовые более и менее консервативные портфели, аналогично модели разделения паевых инвестиционных фондов (ПИФов). 

Руководитель ФСФР согласился с экспертами в том, что действующее пенсионное законодательство, ориентировано на «постоянно процветающий рынок». Именно поэтому в законодательстве нет ответа на вопрос о том, кто несет ответственность за убытки. В таких условиях невозможно создавать систему страхования пенсионных средств, поскольку не понятно, к кому обращаться с претензиями по страховым случаям. Между тем, Миловидов напомнил собравшимся, что по закону НПФ имеют право создавать специальные гарантийные фонды. 

Председатель Совета Национальной ассоциации НПФ Константин Угрюмов отметил, что хотя у НПФ и есть такое право, но нет желания. И не будет до тех пор, «пока отсутствует внятная нормативная база для этого». «Такие фонды сегодня создавать даже опасно, поскольку это создаст иллюзию защищенности, когда никакой защиты нет». По словам Угрюмова, в возглавляемую им ассоциацию входят 83 НПФ, которые владеют 95% пенсионного рынка, а всего в стране работают 239 НПФ. 

Константин Угрюмов полагает, что чем скорее слабые и недобросовестные игроки пенсионного рынка уйдут, тем скорее солидные НПФ начнут создавать гарантийные фонды, не боясь ответственности за убытки менее успешных коллег. 
Угрюмов пожаловался на то, что перечисление средств граждан из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды идет с серьезными задержками (около 1 года и 7 месяцев). Председатель национальной ассоциации НПФ сделал вывод, что это прямой обман граждан, ведь их деньги должны работать в той структуре, которую они выбрали. 

Недоволен Угрюмов и списком регулятора, который, по его мнению, выглядит странно. НПФ, например, разрешено инвестировать накопления в корпоративные облигации неизвестной компании «Сорос», торгующей бананами в Африке, а «Газпром» в список регулятора не попал. 
Кроме того, Угрюмов отметил, что до сих пор не принят закон о выплате накопительной части пенсии. «Люди спрашивают, кто и где будет выплачивать им эти деньги. А мы говорим, что не придумали еще. Как в такой ситуации они могут доверять НПФ?» — недоумевает председатель ассоциации. 

Вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова сообщила, что парламентарии в уже первой половине мая рассмотрят в первом чтении законопроект о совершенствовании инвестирования пенсионных денег. Перед вторым чтением есть возможность внесения в документ поправок с учетом решения Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Параллельно решение Совета будет направлено Президенту, чьим указом и был создан данный консультативный орган. 

«Сегодня мы говорим об антикризисных мерах, но прекрасно понимаем, что кризис пенсионной системы начался еще в начале прошлого года, до общего финансового кризиса. В связи с этим нельзя допустить, чтобы страна вышла из него, а пенсионная система продолжала оставаться в полуразрушенном неуправляемом состоянии», — подвела итог председатель Общественного совета Александра Очирова. 

В обсуждении включенных в повестку дня вопросов приняли участие вице-президент Ханты-Мансийского НПФ Д.А. Хряпов и советник президента фонда Л.А. Чистова.

По материалам пресс-службы Общественной палаты.

Мобильное приложение